December 04, 2019

s07e14: Латамерика, день #15: Солончак Уюни, Кладбище поездов и Остров Кактусов

В этом отчёте, господа, вся соль нашего путешествия. Нет, без шуток, соли тут столько, что она ещё три дня будет сыпаться у нас из всех карманов, рюкзаков и чемоданов.

Вчера, после спуска по Дороге Смерти, поспать нам не пришлось. Точнее, мы решили, что нормально выспимся за восемь часов по пути в городок Уюни. Как же мы ошибались! Местные дороги не созданы для сна, “комфортабельный микроавтобус” оказался ужасной китайской поделкой, а температура ночью в пустыне чуть ли не минусовая. Если бы не любимая, которая вытребовала включить печку и дать одеяла, я бы так и окоченел там на задних сидениях!

Кроме этого, Любава, в отличии от меня, проявила здравый смысл, и умудрилась прямо в дороге забронировать какой-то отель в самом Уюни, чтоб хотя бы четыре часа поспать на нормальных кроватях и без ужасной тряски. Так скажу, это была не самая лучшая ночь в моей жизни, но мы жеж путешественники, что поделаешь…

С утра пошли погулять по городу. Практически сразу же нас встретил Серебряный Сёрфер, но почему-то с ключём и колесом.

Всё вокруг посвящено паровозной тематике. Когда-то боливийцы мечтали сделать этот город центром железнодорожных путей, но не выгорело. Впрочем, об этом позже...

Любой человек, глядя на эти фоточки скажет, что мы побывали в декорациях для паршивенького вестерна. Но нет, это город, и тут живут люди.

Нормальные путешественники (это не про нас) едут с обратной стороны: Чили-Боливия-Перу, но мы решили пойти другим путём. К сожалению, Боливию всё равно придётся проехать, хочешь ли ты этого или нет.

___

Не могу не упомянуть, что совершенно недавно боливийцы взялись-таки за голову, свергли президента Эво Моралиса, и законодательно запретили ему тиранить. Так что если они по привычке не выберут нового милого узурпатора, что-то сможет и наладиться… Да, я мечтатель, но страна невероятно красивая, да ещё и богата ископаемыми, шанс есть!

А на момент нашего посещения всё было ещё очень плохо. Настолько, что жители, когда отвечали на вопросы о режиме и быте, подсознательно переходили на шепот. Так, конечно, быть не должно.

Отдельно хочу отметить, что самолёту, на котором спешно улепётывал бывший президент, нигде в Латинской Америке не дали посадки. Садиться пришлось в Мексике, потому что на трансатлантику до “братской России” не хватало топлива, а ещё чуть-чуть выше, и ВВС США с удовольствием пояснило бы Моралису основы демократии. Это я к тому, что некоторым надо бы проверить — долетит ли их борт до Мексики в случае чего…

___

А мы тем временем погрузились в Toyota Cruiser наших гидов и поехали в пустыню! Первая остановка — Кладбище Паровозов.

Обещал — рассказываю: когда-то в Боливии был железнодорожный бум, связанный с необходимостью перевозки золота и прочих ископаемых. И именно под это начали строится огромные сети жд путей, а Уюни должен был стать их хабом. Но запасы рудников быстро исчерпались, а пассажирские перевозки спросом не пользовались. Так что локомотивы загнали на запасные пути и оставили ржаветь практически посреди солончака.

Печальное, но очень завораживающее зрелище. Если бы не наша основная цель, провёл бы тут весь день!

Гид рассказал, что один из золотых рудников ещё действующий, и по единственной сохранившейся колее раз в две недели проходит небольшой состав. Но мы этого не видели, а на слово там никому верить нельзя.

Зато у любимой получилась неплохая фоточка:

И вот ещё одна, с коптера (видео будет, наверное, отдельно):

Мы, разумеется, хотели как можно скорее попасть в центр солончака, но сначала нас повели на местную фабрику соли.

Я просто покажу фотографии, потому что остальное всё очень скучно и однообразно. Вот тут мы берём соль, вот тут мы её мелем, вот тут она кристаллами.

Соль с флагами, соль в куче, соль совсем мелкого помола.

Лама из соли, тележка и лопата для соли, ещё одна лама (кстати, тоже из соли).

А вот здесь вы можете купить соль! Есть йодированная, а есть с чили, оахи, паприкой, клубникой со сливками и чёртом лысым.

Всё, обязательную программу откатали, можно переходить к главному событию дня, но сначала минутка ликбеза: солончаком называется высохшее солёное озеро. Уюни — крупнейший представитель своего вида, его площадь превышает десять тысяч квадратных километров.

То белое, что покрывает бывшее дно — поваренная соль. Глубина слоя — от двух до восьми метров. Легко можно найти место, с которого во все стороны до горизонта будет одна сплошная соль, и больше ни-че-го. Дух захватывает (хотя, может, это от высоты в 3600).

Дно, хоть на первый взгляд и выглядит ровным, на самом деле очень ребристое, так что перемещаются тут только на рамных джипах, не склонных к саморазбору на запчасти посреди дороги. Хотя “дорог” тут нет, все едут по внутреннему компасу — обычные дают сбой из-за большой концентрации магнитной руды, GPS почему-то тоже очень глючит, даже квадрокоптер отказывался взлетать.

Есть серьезный шанс не доехать до точки и заблудиться, поэтому гидов выбирают по количеству проведённых экскурсий — тупо надеясь на то, что естественный отбор отсеял тех, кто не довезёт или не сможет починить сломавшийся в пути автомобиль.

Все машины очень старые. “Десятилетний Крузер с битым кузовом стоит $5-10k и служит полтора года — отсутствие дорог, соленая пыль, климат и высота убивают машину очень быстро”, — делится наш водитель-механик: “А новый стоит $80k и служит два года, гарантию по Боливии никто не даёт. И зачем платить больше?! Ради кондиционера?”

Кондиционер тут нужен действительно очень редко — температура в двадцать градусов считается за жару, а как только солнце скрывается за горизонтом, начинается знатная дубачелла!

Обратите внимание — даже на фото видно искривление горизонта! Шах и мат, сторонники плоской Земли: тут она точно выпуклая!

Гид сооружает рабочее место фотографа — многие люди едут сюда именно ради фоточек с оптическим обманом — из-за однородности поверхности расстояние между объектами незаметно. Сейчас он пристраивает динозаврика, с которым любимая героически сразится буквально через несколько абзацев.

А вот и обязательные фоточки:

На первых двух — лама из шерсти ламы, одна из двух любимых сувениров из Латамерики. Эту мы отдали племяшке жены, а вторую назвали Аль-Пачина, и подарили самой преданной нашей читательнице )

Обещанное сражение с Годзиллой:

Пока мы маемся дурью, гиды ставят зонтик и разбивают пикник посреди пустыни. Мы ещё не догадываемся, насколько нам будет ценен этот перекус! Фоточка с дрона:

Вот ещё интересный момент — иногда здесь встречаются подземные источники, слегка выбивающиеся на поверхность:

То есть на высоту 3600 природе хватает напора, а нам на второй этаж (8 метров) насос уже не поднимает. Оооок...

Поели, и поехали дальше. Следующая остановка — чекпоинт трассы Дакар, она проходила здесь в 2017 году: Асунсьон (Парагвай) — Ла-Пас (Боливия) — Буэнос-Айрес (Аргентина).

Ралли уехало, а достопримечательность осталась:

Скульптуры, разумеется, сделаны из соли.

Я, конечно, уважаю сумасбродство гонщиков, но сам не фанат. А если учитывать, что в пробной версии заезд был на мотоциклах, могу только посочувствовать участникам. Так что особо не задерживаемся, и отправляемся к Остров Инкауаси (Isla Incahuasi), он же Остров Кактусов, он же Остров Инка.

Как интуитивно понятно из названия даже мне, это небольшой оазис посреди пустыни, который облюбовали себе для жизни гигантские кактусы.

Посещение острова — платное. В цену билета входит прогулка по тропинкам и посещение туалета.

“NO TICKET NO TOILET”, — показывают свою бизнес-смекалку и владение языком местные предприниматели. Спрос на их услуги есть:

Всем ведь хочется поизображать кактусы!

Мы, надо сказать, к этому моменту уже знатно вымотались, но нас купили “фееричными закатами”. А солнце ещё высоко. Пришлось побродить по островку чуть дольше запланированного и выпить чаю в местной кафешке. Как только начало темнеть, мы выехали, надеясь застать закат в дороге:

И не были разочарованы!

Несмотря на всю усталость от бессонной ночи и насыщенного дня:

И вот, мы добираемся уже в темноте до ночлега. И вот она, главная интрига: наш отель угадайте, из чего?!

Да вы все молодцы, угадали! Из соли...

Хорошо ещё, что ванна пластиковая, а то мало ли что… Кстати, она там установлена слегка бессмысленно, потому что воды к ней не подведено. А в душ слабый (и слегка тёплый) напор дали на 10 минут, по нашему спецзаказу.

Выпили чаю, сидя на скамьях из соли, за столом из соли, искренне добрым словом вспомнили гидов и перекус на солончаке, и спаааааать!

А в следующем отчете мы увидим волшебные боливийские лагуны, узнаем какое отношение Сальвадор Дали имеет к Каменному Дереву, посмотрим на гейзеры и стаи диких фламинго.

Оставайтесь на связи и подписывайтесь там, где вам удобно читать — в фейсбуке, твиттере, ютубе и инстаграме!